НОВИНИ
АНОНСИ
АКТУАЛЬНО
ТОЧКА ЗОРУ
ЗАДАЙ ПИТАННЯ
ВІДЕО
ФОТОАЛЬБОМИ
ПОЛЕМІКА
МІЖНАРОДНІ НОВИНИ
ДОСВІД
ПЕРСОНА
ПРЯМА МОВА
ТОЧКА ЗОРУ
Янис УРБАНОВИЧ, президент «Балтийского форума»

ЕС, Россия и Украина - в одной лодке в океане нынешнего кризиса, и это нужно осознать всем - политикам, пропагандистам, да и всем гражданам

 

23-24 мая 2014 г. в Юрмале авторитетные политики и экономисты из 15 стран мира пытались совместно осмыслить нынешний острейший кризис в отношениях России и Запада и прийти хотя бы к частичному согласию по этой теме.

 

Составной частью такой «мозговой атаки» стал анализ программной политики Европейского союза «Восточное партнерство». Ее реализация была связана с ошибками и трудностями, признаваемыми и на Востоке, и на Западе. В какой-то мере она оказалась и одной из причин украинской драмы. Участники саммита после двух дней плодотворной работы представили ряд рекомендаций, которые дополнят и издадут к осени.

 

Напомню, что «Восточное партнерство» (ВП) - это проект, охвативший шесть постсоветских государств - Армению, Азербайджан, Белоруссию, Грузию, Молдавию и Украину. Он является составной частью Европейской политики соседства (ЕПС), разработанной Еврокомиссией в 2002-2003 гг.

 

Оформление «Восточного партнерства» началось по инициативе Польши и Швеции и было закреплено Декларацией об учреждении ВП на специальном саммите в Праге в 2009 г. Политика ВП в ней была обозначена как создание необходимых условий для ускорения политической и экономической интеграции между ЕС и заинтересованными странами-партнерами. По сути же это было расширение пространства европейских ценностей и законов в четырех т.н. «тематических платформах» -

демократии; эффективности управления и внутриполитической стабильности; экономической интеграции и сближения политики в отдельных секторах хозяйства; энергетической безопасности; контактАХ между людьми.

 

Основным договорным форматом избраны были Соглашения об ассоциации (СА). Основной частью Соглашений являются положения, нацеленные на образование «глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли» - ГВЗСТ.

 

Это в перспективе должно обеспечить доступ товаров и услуг 6 стран на единый внутренний рынок ЕС – но без полного членства в Союзе. ЕС же предоставляет государствам-партнерам по ВП содействие и финансовую помощь.

 

Ко времени проведения «Балтийского форума» сухой остаток по соглашениям ВП выглядел так: Грузия и Молдавия планируют подписать договор 27 июня. Армения подписание не одобрила, с Азербайджаном переговоры идут, но без экономической составляющей. Украина, как все помнят, несмотря на завершение переговоров еще в 2012 г., отказалась одобрить СА в Вильнюсе. Новое киевское руководство в марте 2014 г. подписало политическую часть соглашения, оставив «экономику» на период после президентских выборов.

 

Проект «Восточное партнерство» с самого начала носил политический характер. Непроработанность его экономических сценариев превратила его в бомбу замедленного действия.

 

Украинские события еще раз показали, чем чревато «отделение политики от экономики». Ошибкой стало наведение мостов «от Лиссабона до Владивостока» без основных «игроков» региона. Итог - жесткое конкурирующее воздействие двух центров притяжения, Москвы и Брюсселя, не могло не раскачать внутриполитическую стабильность в странах ВП.

 

Украине пришлось хуже всех, так как ей сделать выбор в пользу одной из двух интеграций оказалось сложнее. В том числе - из-за почти равновеликой экономической ориентации на Россию и в целом Таможенный союз (ТС), с одной стороны, и на Евросоюз - с другой. Государствам со сравнительно малыми экономиками (как Армении и Молдавии) последствия противостояния двух интеграционных проектов преодолевать несравнимо легче.

 

Многие участники юрмальской дискуссии разделяют точку зрения Генри Киссинджера, выраженную им в «Вашингтон пост» от 6 марта: «Слишком часто украинский вопрос представляется как конфликт между Западом и Востоком. Но Украина с тем, чтобы выжить и развиваться, не должна быть передовым рубежом одних против других - она должна быть мостом между ними... Результатом должно быть не полное удовлетворение, а сбалансированная неудовлетворенность».

 

Вот как это могло бы выглядеть, по версии участников Балтийского форума:

 

  • Россия не предпринимает никаких шагов по дальнейшей дезинтеграции Украины.

 

  • Обновленное украинское государство, подтвердившее свой внеблоковый статус, должно пользоваться своего рода режимом наибольшего благоприятствования со стороны России.

 

  • Украине нужно принять новую Конституцию, в которой были бы прописаны гарантии использования русского языка. Это позволит снизить озабоченности России и значительной части населения самой Украины.

 

  • Москве полезно подумать о более корректной цене газа для Украины - возможно, ориентируясь на ценовую политику в отношении Германии. В свою очередь, это позволит поставить вопрос об уменьшении расценок на транспортировку газа через Украину.

 

  • Если Киев все же подпишет весь пакет Соглашения об ассоциации с ЕС, то Евросоюзу и России вместе с Украиной следует тщательно проанализировать вероятные нежелательные издержки для России от этих планов. Одна из важных проблем - завершение переговоров о новом базовом соглашении между ЕС и Россией.

 

  • Несмотря на существующие препятствия, Европейскому союзу не стоит игнорировать перспективы налаживания сотрудничества с Евразийской экономической комиссией и образующимся с начала 2015 г. Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Следует активизировать консультации о сближении регулятивных практик в торгово-экономической сфере, а также о принятии ЕЭАС международных промышленных стандартов.

 

  • «Санкционный» режим в отношении России, оформляемый Европейским союзом - непродуктивен. Его сворачивание должно сопровождаться ускорением переговоров о безвизовом режиме. Создание такого же режима в более быстром темпе нужно предложитьГрузии и Украине.

 

  • Европейский союз, Молдавия и Россия должны самым серьезным образом работать вместе для снятия напряженности вокруг Приднестровья. Один из путей - согласовать те преимущества, которые Приднестровье должно получить от создаваемой ГВЗСТмежду Молдавией и ЕС. Возможно, Приднестровье может подписать специальное соглашение о зоне свободной торговли с ЕС со снятием тарифных ограничений и принятием промышленных стандартов Евросоюза.

 

Участники Форума поддержали создание треугольника Европейский союз-Россия-Украина. Экспертное сообщество должно, в свою очередь, без длительной раскачки разработать и предложить конструктивные меры для запуска такой трехсторонней работы. Также всем сторонам нужно попытаться, по меньшей мере, снизить накал информационного противоборства. Для этого требуется отойти от клише «свой-чужой» и «черное-белое». ЕС, Россия и Украина - в одной лодке в океане нынешнего кризиса, и это нужно осознать всем - политикам, пропагандистам, да и всем гражданам.

 

Впервые в постсоветской истории Большая Европа в такой высокой степени напряжения оказалась перед выбором двух сценариев развития - строительство «интеграционного моста» от Лиссабона до Владивостока либо «континентальный разлом» с неизбежными взаимными потерями рынков, разрывами в транспортно-логистических путях и т. д. Некоторые участники Форума высказывались о жизнеспособности идеи такого «моста» с определенной долей скепсиса. Однако преобладало мнение, что еще есть шанс выстроить жизнеспособную и эффективную схему будущего торгово-политического устройства всего региона от Атлантики до Тихого океана.

 

Российские эксперты представили на Форуме свои расчеты вероятных потерь Украины от замораживания торгово-экономических связей с Россией и другими членами Таможенного союза. Это примерно 16,3 млрд. долл., плюс сокращение энергетического и инвестиционного сотрудничества, уменьшение трудовой миграции в Россию (что автоматически приведет к уменьшению перечисления средств в Украину) и др.

 

Кто же все это будет компенсировать? Конечно, укрепление сотрудничества с Европейским союзом усилит конкурентоспособность Украины, но потребует значительного времени и от нее, и от других участников «Восточного партнерства». На коротком же сроке необходимые реформы потребуют от населения определенных жертв, что может сказаться и на общественной стабильности. Поэтому, как бы ни хотелось Западу ускорения интеграционных процессов, свертывание подписантами соглашений об ассоциации налаженных торгово-экономических связей с другими постсоветскими странами чревато серьезным ухудшением их положения со всеми возможными проблемами - в том числе для их соседей в Европейском союзе.

 

Эксперты напомнили, что ВВП Беларуси и Казахстана по состоянию на 2013 г. удвоился к уровню 1991 г., России - вырос на четверть, а Украина так и не смогла его достигнуть. А сейчас страна может растерять и часть сохранившегося экономического потенциала.

 

Украине потребуются огромные инвестиционные ресурсы, которые ни один глобальный игрок в одиночку предоставить не способен. Потому некоторые докладчики на Форуме прямо или косвенно указывали на необходимость всем крупным сторонам разделить бремя расходов. А это потребует новых широких договоренностей.

 

Решение, создающее условия для экономической реконструкции и политической стабилизации украинского государства, будет выгодно всем. Такое мнение преобладало на Форуме. Будем надеяться, чтотрезвое осознание ситуации заставит и Киев, и Брюссель, и Москву активно включиться в этот совместный поиск.

 

Янис Урбанович,  

президент «Балтийского форума» 

Попередня Список Наступна
При використанні матеріалів сайту посилання на
прес-службу СПУ та www.spu.in.ua обов'язкове
© 2003-2013 Соціалістична партія України
Офіційний сайт