НОВИНИ
АНОНСИ
АКТУАЛЬНО
ТОЧКА ЗОРУ
ЗАДАЙ ПИТАННЯ
ВІДЕО
ФОТОАЛЬБОМИ
ПОЛЕМІКА
МІЖНАРОДНІ НОВИНИ
ДОСВІД
ПЕРСОНА
ПРЯМА МОВА
ТОЧКА ЗОРУ
Ігор ПАНЮТА

Турне по Юго-Востоку Украины. Взгляд изнутри

 

На поездку  по Юго-Востоку Украины я решился по личным обстоятельствам, не имеющим ничего общего с журналистским  призванием. Но  раз уж мне пришлось побывать в Севастополе – городе, где я родился и прожил почти всю жизнь,  в Одессе и Донецке - куда отправляюсь  решать частные вопросы, то  мой гражданский долг, политические и идеологические предпочтения заставляют меня рассказать  заинтересованным читателям о том , что я увидел, почувствовал, понял в данном мятежном регионе.

 

Начало пути.  2 мая

 

Ехал на поезде Киев-Симферополь, в плацкарте. Поэтому  слышал многочисленные  обрывки разговоров о ситуации, сложившейся в Донбассе, Крыму. Основная масса  высказываний  содержала крайнее раздражение  по отношению к обеим государствам и их лидерам:  « Эти чиновники – дармоеды не знают, как еще докопаться до нас, как еще осложнить жизнь».

 

 «Идиоты есть в любом народе и  жаль, что власть использует их в своих интересах».

 

Судя по пассажирам, «мелкая» деловая жизнь не прекратилась. Ее носители будут стараться выживать при любых режимах. С Украины  в Крым ехала целая бригада  строительных рабочих. Видимо выбирались сюда  не первый сезон.  По их прикидкам, потребность в рабочей силе и возможность заработать в Крыму  отнюдь не уменьшилась.

 

Интересно, что говорили все на русском, но  между собой не стеснялись в  выражениях, по поводу того, что «Путин Крым отжал». Это интересная иллюстрация того, что в наше время  гражданская  самоидентификация имеет все меньше общего с национально-языковой.

 

Люди считают себя гражданами   того общества, где они  более комфортно себя чувствуют. И если  госпожа Фарион с этим не согласна, пусть  идет подальше…Кажется в Центральной  или Северо-восточной Африке  еще остались политики, которые ее поймут.


севастопль3


 

Ехал на поезде Киев-Симферополь, в плацкарте. Поэтому  слышал многочисленные  обрывки разговоров о ситуации, сложившейся в Донбассе, Крыму. Основная масса  высказываний  содержала крайнее раздражение  по отношению к обеим государствам и их лидерам:  « Эти чиновники – дармоеды не знают, как еще докопаться до нас, как еще осложнить жизнь».

 

 «Идиоты есть в любом народе и  жаль, что власть использует их в своих интересах».

 

Судя по пассажирам, «мелкая» деловая жизнь не прекратилась. Ее носители будут стараться выживать при любых режимах. С Украины  в Крым ехала целая бригада  строительных рабочих. Видимо выбирались сюда  не первый сезон.  По их прикидкам, потребность в рабочей силе и возможность заработать в Крыму  отнюдь не уменьшилась.

 

Интересно, что говорили все на русском, но  между собой не стеснялись в  выражениях, по поводу того, что «Путин Крым отжал». Это интересная иллюстрация того, что в наше время  гражданская  самоидентификация имеет все меньше общего с национально-языковой.

 

Люди считают себя гражданами   того общества, где они  более комфортно себя чувствуют. И если  госпожа Фарион с этим не согласна, пусть  идет подальше…Кажется в Центральной  или Северо-восточной Африке  еще остались политики, которые ее поймут.

 

Пока ехал поезд, начали поступать сведения о  трагических событиях  в Одессе. Большинство пассажиров  периодически общались по мобильным телефонам  с друзьями, родственниками.

 

В отдельные моменты их глаза и мимика   как бы «останавливалась». Пару раз я ловил  обрывки фраз: «сколько…?», «три или пять…?» «…какой телеканал?»  Через некоторое время, когда стало ясно, что погибло не  несколько  человек при  уличных стычках ( к этому мы уже привыкли), а сгорело несколько десятков, разговоры по телефонам прекратились. И обсуждение в  поезде этой темы не состоялось. Люди замкнулись, поскучнели или стали говорить на другие темы.

 

Отсюда вывод – Макаревич в своей песне прав: «Вагонные споры – последнее дело, когда уже нечего пить…». Люди редко говорят о том, что  их всерьез беспокоит.  Обычно не откровенничают даже с попутчиками, которых больше не увидишь. Разговоры в поезде  сродни  английским беседам о погоде или футболе, чтобы убить время, «пооригинальничать».

 

К этой же категории можно отнести и разговоры  о выборе Украины  между Российским Таможенным Союзом и Евроинтеграцией,  размерах награбленного  президентами и  кандидатами  на эту должность, сексуальные предпочтения  депутатов, министров, прочий политический ширпотреб.

 

Ругая правительство или тещу,  всегда можно найти горячее сочувствие попутчика. Однако, охота  беседовать пропадает, когда  непродуманное слово может  родить врага хотя бы на несколько часов пути или  сделает тебя подонком в собственных глазах на   всю жизнь.

 

Перезд через границу


граница

 

Да, граница уже есть. Но все ужасы  о трудностях ее пересечения, которые я слышал, оказались  сильно преувеличенными.

 

В Мелитополе поезд простоял около полутора часов. Проверка украинской таможни была быстрой, а вот ожидание  – трепало нервы.

 

Пока  стоял поезд, в духоте  и  под бдительным руководством проводницы  заполняли российские миграционные карточки, для  «другой стороны». Конечно, пассажиры  наделали много ошибок, особенно  «заробитчане».  Они писали  одновременно с травлей анекдотов, питьем чая и не только…

 

Напротив меня  сидела пожилая цыганка, которой проводнице пришлось  все содержимое миграционной карточки надиктовать. Я, как урожденный севастополец, был лишен этой  чести – писать бессмысленные бумажки и   еще раз почувствовать нежные объятия двух «братских  государств».

 

Три четверти пассажиров были не крымчанами, но гражданами Украины и  все они благополучно добрались до Симферополя.

 

Процедура проверки вещей была очень беглой  как на украинском, так и российском кордоне.   Но трогательное единодушие представителями обоих государств было проявлено  в отношении цыганки.   Ее сумки удостоились пристального внимания как «революционной» Украиной, так и «поднимающейся с колен» Россией. Видимо,  более опасного террориста  для обеих государств было трудно найти.

 

Порадовало  наблюдение за поисковыми   собаками  украинских и российских  таможенников. Наверное,    пограничная  карьера украинского  четвероногого борца с контрабандой   началась совсем недавно.  А вот  его  российский    коллега   был профессионален. Этот  «светло-плюшевый» спаниель был холодно вежлив, не отвечал на сюсюканье пассажиров, не смотрел на них и в крайнем случае слегка шевелил хвостом, давая понять, что ценит  проявленное внимание.  Он быстро и тщательно обнюхивал вещи пассажиров. Это было прямо таки собачье воплощение  крымских  « зеленых человечков»  – деловых, молчаливых, вежливых.

 

Украинский аналог был   черного цвета, меньше, фантастически худ и большеголов.   Он пристально всматривался в глаза пассажиров,   явно ожидая  материального проявления внимания.  Весь вид  собаки  как бы говорил : «колбаски, колбаски…»

 

Российский вариант пограничной процедуры состоялся  только в Джанкое, т.е. уже глубоко на территории Крыма и занял он гораздо меньше времени.

 

Поскольку въезжали мы в Крым через  Сиваш и Чоргунь, то граница не  просматривалась так четко, как просматривалась бы на Перекопском направлении. Несколько раз по берегам  мелких,  соленых озер появлялись группы украинских военных, техники, огневых позиций.  И только один раз – после  проезда  мимо  очередного озера  появилась  в большом количестве бронетехника  развернутая  в сторону «материка»,   стоящая под  трехцветными   флагами с имперским орлами.

 

Вообще увлечение демонстрацией флагов как  проявление государственной политики заслуживает отдельного разговора.

 

Что общего между котами и  государствами

 

Уже Джанкой и еще больше Симферополь встретил меня обилием российских флагов, орлов-мутантов, старыми  лозунгами о референдуме.

 

Однако Севастополь побил и эти рекорды. К настоятельному стремлению государства напомнить гражданам о своем присутствии, добавилось  настоятельное стремление граждан  подчеркнуть свою лояльность государству. «Триколоры» висят на балконах многих жилых домов. Даже трудно сказать, что это напоминает: приветствие  армии освободительницы или  заигрывание населения захваченного города с армией оккупантов.

 

В ответ на мои вопросы о необходимости  такого количества флагов мои друзья сказали: «Как ты не понимаешь, ведь мы в начале мая  отмечаем  сразу два праздника – день пролетарской солидарности трудящихся и  70-летний юбилей освобождения от  немецкого фашизма» (9 мая 1944г в город вошла Красная армия).

 

Итак, горожане  первого мая вместе с небольшим количеством красных флагов  подняли и флаги, под которыми  многие годы Российская империя нагайками и пулями разгоняла поколения  революционеров.

 

«Триколоры»  на первомае  поднимали  крымчане и севастопольцы,  большинство из которых выросло  в позднесоветское время. Иными словами у них не было причин люто ненавидеть советский режим даже на стадии его вырождения в «застойное» время. Они не  знали  ужасы ГУЛАГа и послевоенную бедность, их   бесплатно  и качественно (по сравнению с сегодняшним днем) учили и лечили  в СССР. Это те  самые люди, которые получили   возможность  быстрого и высокого  профессионального  и социального роста,  а при дореволюционном режиме  многие  из них не поднялись бы выше кухарок и мелких лавочников.

 

Кроме того,  не так давно  под  данным  флагом Ельцин, Лужков и нынешняя элита России расстреливали защитников  конституционной власти и Верховного совета  РСФСР. Себя данная элита после этого «фашистами»  не  называет.

 

На день Победы ситуация  не перестанет  быть  еще более  дикой, потому что для миллионов погибших  борцов с фашизмом  «триколор»  никогда не  смог бы стать  символом освобождения.

 

Для командиров  и рядовых  старшего поколения ( к которым принадлежал  мой дед, прошедший окружения 1941 года, Сталинград, закончивший войну в Кенигсберге)  «триколор» – это флаг под  которым   Деникин, Краснов , Колчак  убивали  рабочих, крестьян , создававших первое в мире государство трудящихся.

 

Для  красноармейцев, родившегося после 1917 года «триколор»- символ власовской «освободительной армии», флаг пособников фашизма.

 

Можно было бы  долго говорить о социальной слепоте, о конформизме  рядового  крымского обывателя, если бы не одно обстоятельство.

 

Пропасти   политической  безнравственности,  вырытой    российской государственной  элитой  для  российского народа  соответствует  гора  цинизма, «политического хамства»   которую  смог  возвести  для своих граждан    политический близнец российской власти – элита государства Украина.

 

В значительной мере то, что произошло с Крымом и юго-востоком Украины – ее заслуга.

 

А  причем тут коты, флаги и  государство, спросят читатели?

 

Гуляющий весенний кот, оборзевший  от  гормонов, бесплатной еды  и приятных ожиданий  метит контролируемую территорию. Чем хамовитее кот, тем больше меток  и на большей территории он оставляет.

 

В советское время  невозможно было увидеть такое количество официальной символики на балконах, высоких зданиях, подъемных кранах. У государства и его граждан это считалось признаком дурного тона, проявлением тоталитаризма.

 

Флаги, максимально часто развешенные по территории  – метка государства, сигнал о том, что именно на этой территории  данное государство готово  «иметь всех подряд». Иногда дело заходит так далеко, что  народ – «хозяин» государства (по конституции любой страны) забывает, кто кого кормит. И тогда для народа наступает  ад.

 

Выход – провести  над  котом (государством) сумму определенных действий, чтобы  привести его в норму…

 

Солнце Севастополя


sevastopol

 

Короткое пребывание в моем городе запомнилось невероятно ярким солнцем, кричащей зеленью деревьев и свежей травы в Херсонесском историческом заповеднике, ощущением праздника, который светился в глазах почти всех горожан.

 

Конечно, этому ощущению праздника способствовало ожидание нерабочих дней, предвкушение великолепного зрелища – парада на День Победы. В этом году это еще и 70-летний юбилей освобождения города от германского фашизма.

 

Об этих датах напоминал не только упомянутые флаги и транспаранты, а буквально все. Пятого мая прошла реконструкция штурма Сапун – горы, собравшая особенно много зрителей. Было организованно свободное посещение учебного парусного судна «Крузенштерн». Огромный четырехмачтовый парусник специально зашел в Черное Море и отшвартовался в центре Севастополя, привлекая тысячи экскурсантов.

 

Два дня подряд в Северной бухте и над ней проходили репетиции показательных выступлений кораблей и авиации. Десятки вертолетов и самолетов выделывали над акваторией головокружительные пируэты.

 

По центральному городскому кольцу, отрабатывая движение на параде, проходили колонны бронетехники, ракетных установок и артиллерии.

 

Словом, все было призвано показать мощь России и защищенность ее новоиспеченных граждан.

 

Мощь…Защищенность … Иллюзия, или реальность?

 

Очереди в банках и на почте при получении пенсий, сбережений, любых банковских операций.

 

Гигантские очереди для получения российских паспортов. Причем большинство людей преклонного возраста не могли объяснить, зачем такая срочность и ажиотаж. Ведь очень небольшой части из них новые документы действительно нужны для каких-то юридических или финансовых операций.

 

Недовольные голоса мелких торговцев, которых после праздников решительно вытеснят с центра города и ударят по их экономическому благополучию, тонут в многотысячном вздохе облегчения: наконец-то дождались!

 

Интересно, чего же мы дождались?

 

Как же постаралась киевская власть, особенно при Януковиче и в последние месяцы, при Турчинове и других продолжателях его дела, чтобы люди стали так судорожно цепляться за иллюзию перемен.

 

Митинг против процветания коррупции, продолжения земельных спекуляций –организовали в конце апреля активисты гражданских движений. Многие из них были инициаторами или активными сторонниками перехода города под власть российского государства. Как сказала одна из выступавших: « Мы не получили свободы, а пока только поменяли флаги…»

 

Многие из «патриотов» Украины ждут апокалиптическтх потрясений, распускают слухи о резком подорожании продуктов, отъеме недвижимости у «неблагонадежных» граждан, выдают желаемое за действительное.

 

Прозрение крымчан, понимание того, что их снова (как в 1991 году) «кинули», будет проходить не так, не по этим поводам и, главное, не принесет выгоды сторонникам такого украинского «патриотизма».

 

Сиферополь-Одесса


Переезд из Крыма на поезде Симферополь - Одесса полностью повторил процедуру въезда, только в обратном порядке.

 

Разница была в том, что теперь поезд ехал через перекоп, где граница более жестко обозначена. Психологически граница это - Перекопкий (Турецкий) вал, юридически – чуть севернее. На валу раньше стояли только памятники советского прошлого. Небольшие памятники в честь бойцов Красной Армии, штурмовавших перекоп в 1920 и очень заметные из поезда самоходки и пушки времен Великой Отечественной войны. Теперь к ним добавились «памятники» нашего неспокойного времени.

 

Российская проверка произошла в Армянске. Собака таможенников в этот раз большая европейская овчарка. В нашем вагоне она вообще не останавливалась, а гордо прошествовала с хозяином мимо всех пассажиров. Обратил внимание на то, что после Джанкоя символики и флагов российского государства стало гораздо меньше. В самом Джанкое поезд сделал остановку на самом дальнем пути. Возможно именно по этому, военных, (знаменитых «зелёных человечков») в отличие от прошлых моих поездок, я не увидел вообще. Традиционных торговцев, которые вручали пассажирам: пиво, орешки, воблу и фрукты было очень мало. Одна женщина, у которой я покупал фисташки, пожаловалась, что им запретили торговать, поэтому они приносят свой товар не в гигантских коробках, как раньше, а в маленьких сумочках. Якобы просто провожающие с личными вещами.

 

Момент появления украинских военных и самой границы скрыл от меня наступивший вечер. Уже в Херсоне состоялась беглая проверка украинскими пограничниками. Спросили цель визита в Одессу, сверили фамилию со своей базой. И пошли дальше. Даже не проверили миграционную карточку, заполненную для них.

 

Как и при приезде в Крым, вагоны поезда были заполнены до отказа, и я не видел ни одного пассажира, которого силовики Украины или России сняли бы с поезда по какой либо причине.

 

Этот День Победы…

 

1PicsArt_1400090573168

9 мая. Одесса. Из-за своей позиции, идущей в разрез с официальной, этим ребятам сейчас приходится скрывать свое лицо. Увы, инокомыслие у нас по-прежнему преследуется...

 

 

Девятого мая, в пять утра, я сошел с поезда на Одесскую землю. На перроне проходила выборочная проверка большой группой милиционеров прибывающих пассажиров. Вместе с милиционерами было 2-3 молодых парня в «полукомуфляжной» форме. Кто бы это мог быть?! Представители правого сектора, приехавшие на «поезде дружбы» или местные сторонники киевской власти?..

 

Час провел в зале ожидания. Чтобы не слышать терки бомжей с милиционерами – вышел на улицу. Рассвело, но из-за поднявшегося ветра стало ещё холоднее.

 

Рядом с вокзалом - Куликово Поле и сгоревший Дом Профсоюзов. Пошел туда. Народу на площади не было. Однако на ступеньках у колонн, вокруг стендов с фотографиями погибших очень много цветов.

 

Прямо с дорожными вещами зашел во внутрь. Всё смелее и быстрее стал переходить с комнаты в комнату с этажа на этаж. Очень сильно пострадала от огня центральная часть здания и лестница ведущая через все этажи. От жара покарёжило решётки на окнах и металически фрагменты лестниц. Обвалилась штукатурка с потолка. Но буквально в нескольких метрах, расположении комнаты в которых лишь копоть на стенах. Громадные боковые корпуса имели комнаты, практически не пострадавшие даже от копоти. В некоторых стаяли вазоны с живыми цветами. Наиболее хорошо сохранившиеся комнаты удивляли отсутствием мебели. Потом выяснилось, что 5-6 числа, мебель, была вывезена собственниками - арендаторами помещений. Интересно! О каком криминальном расследовании, в условиях повальной эвакуации предметов можно вести речь…

 

Нашел в одной из непострадавших комнат спящего в кресле молодого человека (явно не бомж по внешнему виду). Может быть охранник?

 

Поднялся до верха, зашел в «красный» актовый зал. Он почти не пострадал. Шикарные красные кресла не имели следов копоти, пыли, повреждений. В нескольких комнатах и в одном центральном коридоре, я нашел баррикады. Части многих из них обуглены. Стёкла большинства окон разбиты, в трёх или четырёх окнах пробоины слишком малы и напоминают следы попадания пуль. На стенах центральных лестничных пролетов, которые гуще всего покрыты копотью, уже позже трагедии люди делали надписи: «Фашизм не пройдёт», «но пасаран», «православные объединяйтесь», «смерть фашизму», «Одесса, проснись!»…

Фото0184

 

Можно представить себе общую картину событий. Ещё не знаю, совпадет ли она с рассказами представителей обоих сторон конфликта. А с ними я обязательно пообщаюсь 9-10 мая.

 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ - ЧИТАЙТЕ НА СОЦИАЛЬНОМ ПОРТАЛЕ "СТРАЙК" http://www.socportal.info/analiz/turne-po-yugo-vostoku-ukrainyi-reportazh-tretiy-odessa

 

Игорь ПАНЮТА,

Секретарь Политсовета СПУ по массово-политической работе

Попередня Список Наступна
При використанні матеріалів сайту посилання на
прес-службу СПУ та www.spu.in.ua обов'язкове
© 2003-2013 Соціалістична партія України
Офіційний сайт