НОВИНИ
АНОНСИ
АКТУАЛЬНО
ТОЧКА ЗОРУ
ЗАДАЙ ПИТАННЯ
ВІДЕО
ФОТОАЛЬБОМИ
ПОЛЕМІКА
МІЖНАРОДНІ НОВИНИ
ДОСВІД
ПЕРСОНА
ПРЯМА МОВА
ДОСВІД
12.05.2017
Украинский социализм. Михаил Драгоманов

Михаил Драгоманов (1841-1895) происходил из семьи мелкопоместного украинского дворянина из г. Гадяч Полтавской губернии, которая свои корни выводила из бывшего казацкого старшинского рода. Среди деятелей движения громад ему принадлежит выдающееся место. Еще студентом Киевского университета он включился в

деятельность общин, работая учителем воскресной школы. С возрождением движения громад в начале 70-х годов XIX в., Он, как известный историк, фольклорист, философ, литературовед и публицист, продолжал активную общественную работу.

После издания царским правительством Эмского указа Драгоманов вынужден был эмигрировать. Уезжая из Киева, он взял на себя обязательства перед «Старой громадой» выдавать за рубежом свободный украинский общественно-политический журнал по ее финансовой поддержки.

Украинский социализм. Михаил Драгоманов

Михаил Драгоманов

Сначала М. Драгоманов редактировал в. Женеве бесцензурные сборник «Громада», а со временем вместе с С. Подолинским и М. Павликом в конце 70-х до середины 80-х годов издавал одноименный журнал. В нем печатались статьи о угнетательскую сущность самодержавия, быстрое обнищание крестьянства, крестьянские и рабочие выступления, народническое движение в Украине, его успехи в культурно-образовательной деятельности.

Работая в Европе, М. Драгоманов все больше убеждался в том, что вместе с национально-культурными делами украинские патриоты должны заботиться и о социально-экономические интересы народа. Поэтому он, как главный редактор, все чаще выражал радикальные социалистические идеи на страницах журнала. Это привело к разрыву Драгоманова со «Старой громадой», которая продолжала стоять только за культурную деятельность.

Общественно-политические взгляды Драгоманова. Свою общественно-политическую и научную деятельность М. Драгоманов подчинял одной цели — превратить Родину на передовую европейскую страну как по социально-экономическим положением народа, так и по политическим статусом Украинской власти. Чтобы этого достичь, считал он, никогда не хватит только культурной работы, тем более в условиях, когда царизм этом энергично препятствовал. Чтобы преодолеть имперский сопротивление, нужно опереться на поддержку народа, который еще не имеет достаточного уровня культуры и образования, но готов поверить и пойти за патриотами, если они объединят национально-культурные требования с социально-экономическими потребностями народа и воплотят их в «громадовского социализме».

Михаил Драгоманов НЕ копировал взгляды европейских социалистов. Он был убежден, что нужно ликвидировать частную собственность на землю и предприятия, передав их в собственность сельских и рабочих общин. Итак, его «громадовская социализм» должен был основываться на коллективной собственности производственных объединений — обществ. Отношения украинского народа с другими народами Драгоманов рассматривал с позиций федералиста. Он не выступал за отделение Украины от России. Одновременно Драгоманов понимал, что сильное централизованное российское государство всегда ограничивать права лица. Поэтому он считал необходимым перестроить Российскую империю на свободную федерацию автономных регионов, в которой все решения принимались бы на местном уровне.

Эту федерацию Драгоманов представлял так: свободные люди объединяются в свободные общины, общины — в федерацию общин в пределах Украины, которая войдет в федеративной союза народов России, а затем — в федерации всех славянских народов и народов мира. Пока же такая свободная федерация общин и народов не создана, он

призвал украинских патриотов хранить верность не «всей Руси», а прежде всего Украины: «Образованные украинского, как правило, трудятся для всех, только не для Украины и ее народа… Они должны поклясться себе не бросать украинское дело. Они должны осознать, что каждый человек, который выезжает из Украины, каждая копейка, которая тратится на достижение украинской целей, каждое слово, сказанное не на украинском языке, пустая трата капитала украинского народа, а при данных обстоятельствах каждая потеря является безвозвратной». В своей известной статье «Падший время. Украинских под Московским царством (1654-1876)»М. Драгоманов доказывал, что в целом украинской под российским правлением больше потеряли, чем приобрели, особенно в вопросах демократии, парламентаризма, образования и культуры.

После ослабления связей с громадовцами Приднепровской Украины Драгоманов укреплял контакты с украинской Галичины. Его идеи нашли отклик среди западно молодежи и привели ее к созданию первой украинской социалистической партии.

Судьба Михаила Драгоманова была уделом человека, преданного своим идеалам. Неутомимым трудом, своими прогрессивными идеями он пробуждал и вдохновлял к общественно-политической деятельности новые и новые когорты украинских патриотов.

Выдающимися представителями когорты украинской-незалежников стали Юлиан Бачинский и Николай Михновский.

Юлиан Бачинский (1870-1940) родился в Восточной Галиции в с. Новоселке (теперь Тернопольской обл.) В семье греко-католического священника. Высшее юридическое образование получил во Львовском и Берлинском университетах. Значительное влияние на формирование его мировоззрения оказали М. Драгоманов и Франко. Юлиан Бачинский был сторонником социалистических идей, одним из основателей социал-демократической партии Галиции. Однако социализм не означал для него пренебрежение национальными интересами. В работе «Украина» (1895), Ю. Бачинский первым в украинской общественно-политической мысли выдвинул идею политической независимости Украины. Политическую самостоятельность Украины он считал необходимым условием ее экономического и культурного развития.

Юлиан Бачинский как социал-демократ предусматривал, что наступит время, когда человечество станет единым. Однако это для него не значило, что от национального государства надо отказываться уже в конце XIX в. Нужно отметить, что

Ю. Бачинский не рассматривал государство и как самоцель. «Окончательной целью каждого народа является не государство, а его, возможно, лучший, свободен культурное развитие. Государство — это только мощнейшее средство к этому, и именно как таким средством все народы так дорожат ею», — считал он.

В Восточной Украине основателем незалежннцькои течения стал Николай Михновский (1873-1924). Он родился в с. Туровке на Полтавщине. Был одним из инициаторов тайного братства «Тарасовке». Работал адвокатом, выступал на политических процессах, активно участвовал в общественной жизни.

Свои идеи о независимости Украины Н. Михновский впервые обнародовал на Шевченковских праздниках в Полтаве и Харькове в 1900 г. Его речь получила название «Самостоятельная Украина» и была напечатана отдельной брошюрой в Львове. Она стала первой программой Революционной украинской партии (РУН).

Ближайшей целью украинских патриотов Н. Михновский считал восстановление государственных прав украинского народа, которых он никогда не отрекался и принадлежащих ему за украинский-московской соглашением 1654 Конечная цель политической борьбы М. Михновского определялась формулировкой: «Одна, единая, нераздельная, свободная, самостоятельная Украина от Карпат аж по Кавказ».

В конце XIX в. молодежи западноукраинские политики М. Ганкевич, С. Витык,

Ю. Бачинский и другие создали Украинскую социал-демократическую партию Галичины. В отличие от радикальных русских социал-демократов, которые считали, что рабочие не имеют своей отчизны, украинские социал-демократы настаивали на том, что пока будут существовать национальные государства, они являются лучшим инструментом защиты интересов всего народа той или иной страны, в том числе и интересов рабочих и крестьян. В начале XX в. возникла социал-демократическая партия и в Восточной Украине. Ее лидером стал Николай Порш. В своей программе эта партия записала, что она будет защищать «права каждой нации на самоопределение», а потому добиваться «автономии Украины».

Список Наступна
При використанні матеріалів сайту посилання на
прес-службу СПУ та www.spu.in.ua обов'язкове
© 2003-2013 Соціалістична партія України
Офіційний сайт