НОВИНИ
АНОНСИ
АКТУАЛЬНО
ТОЧКА ЗОРУ
ЗАДАЙ ПИТАННЯ
ВІДЕО
ФОТОАЛЬБОМИ
ПОЛЕМІКА
МІЖНАРОДНІ НОВИНИ
ДОСВІД
ПЕРСОНА
ПРЯМА МОВА
ПОЛЕМІКА

socіalіstichna_partіja_ukraїni0106

 

Какой ценой украинцы зарабатывают деньги за границей

 

Более 3 миллионов соотечественников официально работают за рубежом, заявляет эксперт по вопросам трудовой миграции Татьяна Петрова. К тому же каждый второй украинец положительно относится к возможности трудоустройства за пределами страны на длительный срок. Что так манит людей за границу? И так ли сладок заработок, как его малюют, выяснял «Товарищ» у тех, кто неоднократно искал счастья на чужбине. Мы расскажем, как работают украинцы на лайнерах и на заводах, на стройке и прислугой в домах, на фермах и плантациях. В этом номере мы начинаем цикл статей о заграничном «горьком хлебе».

 

Круизный лайнер

 

27-летняя Светлана Нестеренко из Трускавца в начале января прилетела из Майами. В этом американском порту у нее закончился шестимесячный контракт, согласно которому она работала buffet steward (обслуживающий персонал шведского стола) на круизном лайнере. Первые три месяца лайнер плавал по странам Европы, следующие три месяца – по островам и побережью Атлантического океана.

 

До того, как отправиться в плавание, Светлана, зная маршрут, грезила о том, что увидит множество городов, погуляет по самым знаменитым площадям столиц мира, окунется с головой в экзотику Карибских островов, вдобавок усовершенствует знание английского языка и привезет домой N-ю сумму американских долларов. Перспективы работы на американском судне так и манили, но на практике они незамедлительно разбились о суровую реальность.

 

- Я догадывалась, что будет работать нелегко, но ведь должны быть границы между словами «тяжело» и «невыносимо тяжело». Начну с того, что на корабль вместе со мной прилетело еще четверо украинцев: три девушки и парень. У всех нас были самые «черные» вакансии – обслуживающий персонал блока питания. На этих должностях работают в основном представители «третьего сорта»: украинцы, филиппинцы. Парень не выдержал и списался через месяц. Ему пришлось за свой счет покупать билеты домой и заплатить за преждевременный разрыв контракта.

 

За 6 месяцев у меня не было ни одного выходного. Первые два месяца работала с 6.00 до 12.00, потом пару часов перерыв и с 15.00 до 24.00. Спала меньше пяти часов в день. Во время работы нельзя было и присесть, приходилось носить подносы с едой весом от 10 кг. От непривычки руки обрывались, ноги к концу дня отекали. Даже когда корабль останавливался в порту и пассажиры выходили на берег, мой супервайзер (начальник-надсмотрщик) специально не выпускал и на пару часов на берег, хотя работы, по сути, не было, - рассказывает Светлана.

 

socіalіstichna_partіja_ukraїni0107

 

Работа на корабле во многом зависит от отношений подчиненного с начальником, в данном случае с супервайзером, который по своему усмотрению отправляет на определенное место и пишет график работы. Проблема в том, что украинки очень красивы на фоне представительниц других стран, особенно азиатских, а начальники – мужчины, которые нередко хотят воспользоваться своим положением. Кто отказывает, у того и самые худшие условия труда. Хорошо, что не все на корабле превышают свои полномочия. Кому как повезет.

 

Еще один интересный момент – питание. Деликатесы, да и просто блюда, которые остаются нетронутыми после шведского стола пассажирами – выбрасываются. На круизном лайнере не принято баловать персонал. Для него готовится специальное скромное меню. Правда, если подружиться с поварами, можно «в нычку» получать экзотические фрукты и ягоды, морские деликатесы и многое другое.

 

Подбиваем плюсы и минусы

 

«+» На круизном лайнере сотруднику не надо дополнительно тратиться на жилье и проезд со своей зарплаты. Хотя каюты маленькие и без окон - есть душ и туалет (с окнами только для офицеров и самых больших начальников).

 

«+» Питание бесплатно. Несмотря на то, что меню – не изыски, поесть можно в любое время суток. Работает круглосуточная столовая.

 

«+» Выдается несколько видов униформ. Правда, футболки, рубашки, обувь – должны быть свои.

 

«+» Практика английского языка. На лайнере сборная солянка с разных стран мира - как пассажиры, так и персонал. Хочешь - не хочешь, а разговорный английский будешь автоматически усовершенствовать.

 

«+» Авиаперелет оплачивает компания.

 

«» Тяжелый и неудобный график работы: больше 12 часов в день.

 

«» Возможно отсутствие выходных.

 

«» Общение: дорогая мобильная связь с родными, платный ннтернет.

 

Средняя зарплата в месяц: 1100 дол. (около 9 тыс. гривен).

 

* Светлана привезла домой 8 тыс. дол. Она во многом себе отказывала и не тратила деньги на различные покупки. В Трускавце работы, кроме как в санаториях и на базаре, тяжело найти. Вакансий нет. Поэтому, несмотря на все трудности, она в марте летит в Америку, чтобы работать официантом на лайнере.

 

Немецкие заводы

 

22-летняя Полина Мищук из Ковеля три года подряд во время летних каникул работала на заводах и фабриках в Германии (с июня по август действуют специальные студенческие программы, по которым каждый желающий студент может стать сотрудником европейского предприятия).

 

Первый раз девушка воспользовалась услугами посредника, который помог правильно оформить документы на работу на заводе и подыскать жилье. Такая помощь обходится около 1200 гривен. Затем все делала самостоятельно. Прошлым летом она проработала упаковщиком на обувной фабрике.

 

- В Германии принято работать, не покладая рук. Там не смотрят, женщина или мужчина. Есть норма – выполняй. Могу сказать, что немцы – трудоголики. Поэтому с наемных сотрудников требуют достаточно, - отмечает заробитчанка. - Этим летом мне повезло - попала на обувную фабрику, перед этим работала на мясном заводе в помещениях с низкой температурой. В мои обязанности входила упаковка коробок. Работа монотонная, но физически нетяжелая. Предоставлялась возможность выбирать смену (с 6.00 до 14.00, с 14.00 до 22.00, с 22.00 до 6.00). Я работала с утра до обеда. Многие украинцы берут по две смены, чтобы больше заработать. Почасовая оплата – 8 евро. За день можно заработать 64 евро. В свою очередь немцы за аналогичную работу получают в несколько раз больше.

 

Полина работала пять дней в неделю. На выходных путешествовала по Германии и общалась с местным населением. Жила вместе с 11 украинцами в съемной трехкомнатной квартире. В месяц приходилось за жилье отдавать по 200 евро с человека, плюс затраты на питание и проезд на работу.

 

Подбиваем плюсы и минусы

 

«+» Возможность выбирать график работы и наличие выходных.

 

«+» Практика общения на немецком языке.

 

«+» Возможность путешествовать в свободное время, что для студента немаловажно.

 

«» Авиаперелет за свой счет.

 

«» Жилье, проезд, питание – за свой счет. (При самых скромных условиях 300-400 евро нужно вычесть с зарплаты).

 

Средняя зарплата в месяц: 1200 евро (около 13 200 гривен).

 

* После трех месяцев работы на обувной фабрике Полина привезла в Украину 1500 евро. Остальные деньги ушли на перелет, жилье и питание в Германии, а также путешествия. Девушка признается, что в Ковеле ни при каких условиях не заработала бы за лето таких денег. И этим летом также поедет на заводы в Германию.

 

Любовь ИСАКОВА,

журналист газеты "Товарищ"

Попередня Список Наступна
При використанні матеріалів сайту посилання на
прес-службу СПУ та www.spu.in.ua обов'язкове
© 2003-2013 Соціалістична партія України
Офіційний сайт